Занятия по связной речи. Конспекты занятий по развитию связной речи. X. Физкультурная минутка

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

I период обучения

Занятие 13

Тема: Пересказ рассказа, составленного

По демонстрируемому действию.

Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышле­ние детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (ро­бот, кукла, пирамидка; луноход, кон­структор, коляска и т. п.).

1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произой­дет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее, какие действия необходи­мо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике.

2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девоч­кой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отве­чать полно и точно:

Кто вошел в группу?

Что взял Алеша?

Что взяла Катя?

Что строил Алеша?

Кого кормила Катя?

(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)



3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш­
ню, а что еще можно строить?»

Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ножками топают, ручками хлопают,

Головкой кивают, все вместе отдыхают.

5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений
детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз­
меру) и т.д.

6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услы­шат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

Логопед просит детей самих рассказать о том, что они виде­ли. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашива­ются трое-пятеро ребят. .... .

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность
детей.

Занятие № 15

Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.

Цели : Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объе­динять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свой­ствами и качествами, действий с ними. Развивать внима­ние и словесно-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед предлагает детям взять свои

стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчи­ки перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повто­рить за ним по три-четыре определе­ния. Признаки называются к предме­там, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, лег­кая. (При затруднениях подбираются более простые определения и ко­личество их уменьшается.)

1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступ­ление трех «артистов».

Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой - моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.

Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, на­поминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:

Что взял Петя?

Что взял Витя?

Что взяла Лена?

На что Петя выдавил пасту?
- Что намылил Витя?

Что расчесывала Лена?

Чем Лена расчесывала волосы?

(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)

2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно
использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физ­культурной паузе.

3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую - вперед, затем правую руку к плечу, левую - вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться,
но и положительно влияют на развитие их внимания.)

4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети - соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)

причесываться... (расческой) и т.п.

Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочета­ниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.

5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстра­ции объекта.

В качестве объекта, к которому нужно подобрать определе­ния, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помо­щью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5-6 определений. (Мыло - гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)

Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, ве­шать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жес­тами, словами.

6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант
связного, полного рассказа.

Занятие № 17

Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием

Фланелеграфа.

Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.

Ход занятия

Организационный момент . Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуй­ста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, са­дись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.

/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объяс­няет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:

Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнасти­ку в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.

2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно.
Вопросы:

Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на
этом этапе не дается.)

1где сидит мама?

Что мама делает?

Где сидит папа?

Что читает папа?

Что делает папа?

Где папа читает газету?

Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)

3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их пол­ным предложением: «Что может делать мама? Что может делать
Наташа? Что может делать Тишка?»

За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездоч­ку или фишку.

4. Для уточнения родственных отношений и развития мыш­ления проводится игра «Кто - кому». Логопед задает вопросы:
«Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для бра­та Алеши? и т.п.

5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить
действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.

6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.

После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за до­бавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

II период обучения

Занятие №8

Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.

Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих после­довательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, ко­торые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших кварти­рах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.

1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных карти­нок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.

Объяснение содержания картинок дается в такой последова­тельности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмот­реть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:

- Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в ком­нату - и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит
несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша - хороший, Петруша - хороший!» Подняла Маша
голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»

2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение расска­за, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:

Кто жил у Маши в доме?

Как звали кота?

Как звали попугая?

Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)

Что увидела Маша, когда вошла в комнату?

Почему Маша решила, что кот съел попугая?

Что лежало рядом с котом?

Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются вари­анты ответов.)

3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу­
гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» - попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь
предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попу­гая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай
клюет зернышки и т. п.

5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.

(Количество детей, занятых в пересказе, определяется време­нем, оставшимся до конца занятия.)

III период обучения

Занятие № 11

Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной

Картинке.

Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сю­жетной картинке. Уточнить и активизировать словарь де­тей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.

Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шиш­ки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».

1 . Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изоб­ражена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке.

После рассматривания картинки логопед рассказывает исто­рию о заботливой девочке, которая помогла собаке:

Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около
разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.

2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:

Когда это было?

С кем Оля пошла в лес?

Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)

Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого гла­гола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.

3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагает­ся выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)

4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»

Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его воп­рос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.

Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рас­сказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».

6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.

Цели: Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой - конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словес­но-логическое мышление детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к на­зываемым им:


отнимать - давать;

опускать - поднимать;

падать - вставать;

ссориться - мириться;

смеяться - плакать;

кричать - молчать;

открывать - закрывать и т. п.

Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб.

Логопед задает ребятам вопросы до картинке:

Когда это было?

Куда пошли мальчик и девочка?

Что они собирали?

Почему мальчик заплакал?

Что сделала девочка?

Что сказал ей мальчик?

Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.)
На этом этапе обучения желательно уделить внимание со­ставлению предложений с включением нескольких определений:

Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)

Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, кра­сивые, белые и т. п.)

Какая девочка поделилась грибами? (Добрая, чуткая, внимательная, заботливая).

Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внима­ние на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.

2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).

Для развития словесно-логического мышления проводит­ся игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».

При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сы­рым и что только после варки и жаренья?» и т. п.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:

Лена с Витей в лес пошли,

Всю поляну обошли,

К старой елке подошли

И огромный гриб нашли.

После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.

5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их
рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»

6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ

Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в
Сертификат:

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с заданным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать, спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.

Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Основные характеристики связного развёрнутого высказывания :

Тематическое и структурное единство;
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;
- произвольность, плановость и конспективность изложения;
- логическая завершенность;
- грамматическая связность;
- понятность для собеседника.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

Основная функция связной речи – коммуникативная . Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чём они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
-- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
-- интонационная выразительность речи,
-- достаточная громкость,
-- отчётливость произношения.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.

Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Задачи и содержание обучения монологической речи.

Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Выделяют типы монологов:

Описание – это характеристика предмета.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определенного содержания.

В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.

В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе . Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний («Пошёл зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»).

Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Если монологическая речь развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.

Последовательность работы над связной речью:

Воспитание понимания связной речи;
- воспитание диалогической связной речи;
- воспитание монологической связной речи:
-- работа над пересказом;
-- работа над составлением рассказа-описания;
-- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
-- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
-- работа над самостоятельным рассказом.

Приёмы работы по формированию связной речи.

1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Беседа (диалог).

Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.

Пример «усложнённой» беседы.

Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей?
- В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. Составление описательного рассказа.

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.

Пример составления описательного рассказа по схеме.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Примеры серии сюжетных картинок.

6. Составление рассказа по сюжетной картине.

При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.

Примеры сюжетных картин:

7. Пересказ.

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.

Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.

Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

- Краткий пересказ . Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание . Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность .

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:

Полноту пересказа;
- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Самостоятельное составление рассказа.

Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;
рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу.

Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказываения

Цель занятия

Виды заданий

Обучение пересказу

Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения.

Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы).

Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам.

Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом:

а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);

б) восстановление нужной последовательности предложений,

Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Обучение рассказыванию по картинам

Придумывание названия к картине или серии картин".

Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду).

Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.).

Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.).

Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии).

Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога).

Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок.

Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).

Обучение описанию предметов

Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.)

Составление описания предмета по собственному рисунку.

Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.).

Т.А. Ткаченко предлагает методику формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Она выделяет два основных средства , облегчающих и направляющих процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания:

Наглядность;
- моделирование плана высказывания.

В методике используются упражнения, которые располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

Т.А. Ткаченко предлагает следующий порядок работы по развитию связной речи.

1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счет отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа . В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путем использования образца логопеда и его вопросного плана.

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Отсутствие образца еще более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием.

8. Сравнение предметов и объектов с помощью вспомогательных средств (схем для составления описательных и сравнительных рассказов).

9. Описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств.

Примеры занятий

Занятие № 1

Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию

Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом - фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей.

Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях.

Рассказ «игра»

Рассказывает взрослый по окончании спектакля.

Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли.

Вопросы к рассказу

Ответ дается полным предложением.

Кто вошёл в группу? - Куда вошли дети? - Что взял Миша? - Кого взяла Катя? - Что катал Миша? - Кого причёсывала Катя?

В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.

Упражнения

1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно кэтому рассказу или нет.

Катя села на ковёр. Миша долго завтракал.

Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку.

У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку.

Миша любит машинки.

2. Установление порядка предложений в рассказе

Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже.

Катя взяла куклу. - Катя вошла в группу.

Катя причёсывала куклу. - Катя взяла куклу.

Миша взял машинку. - Миша катал машинку.

Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком.

3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности

Взрослый предлагает ребёнку выбрать из рассказа слова - названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже:

причёсывала - вошли

взял - катал

играли - вошли

причёсывала - взяла

4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки

Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу.

5. Итоги занятия.

Занятие № 2

Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя её в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4-5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними.

Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».

Вопросы

(В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.)

Куда вошли Маша и Витя? - Что открыл Витя? - Что достал Витя?
- Что надевал Витя? - Что открыла Маша? - Что достала Маша?
- Что надевала Маша? - Что завязывала Маша?

И т. п. в соответствии с произведенными действиями.

Упражнения

1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие воп-росы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку соста-вить рассказ.

Образец рассказа

Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа.

Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку.

2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ

У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед.

Маша села на скамейку. Витя выпил сок.

Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку.

Витя надел сапоги. И т.п.

3. Словарная работа

Уточнение значения некоторых глаголов:

завязывать, одел (кого-то),

застегивать, надел (на себя, на кого-то),

зашнуровывать, поддел (что- то).

Подбор слов.

Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать?

Кого можно одевать? На кого - надевать? Что - поддевать?

4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим опорным словам:

вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуро-вала.

5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим

Витя открыл шкафчик. ... Маша достала ботинки. ...

Маша и Витя вошли в раздевалку. ... Витя застегнул молнию. ...

6. Итоги занятия.

В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.

Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.

В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Библиография

1. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. Москва, Гном и Д, 2001.
2. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
3. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
4. «Нарушения речи и голоса у детей», под редакцией С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской, Москва, 1969 г.
5. Эльконин Д.Б., «Развитие речи», Москва, 1964 год.
6. Леонтьев А.А., «Исследования детской речи» // Основы теории речевой деятельности, Москва, 1974 г.
7. Тихеева Е.И., «Развитие речи детей», Москва, 1964 год.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», Москва, 1990 г.
9. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, Аркти, 2002 г.
10. Бородич А. М., «Методика развития речи детей». Москва, 1984 г.
11. Ястребова В.Я., «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы», Москва, 1985 г.
12. Ефименкова Л. Н., «Формирование речи у дошкольников», Москва, 1985 г.
13. Нищева Н. В., «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», Санкт-Петербург, 2001 г.
14. Нищева Н.В., Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2017.
15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., «Совершенствование связной речи», Москва, 1994 г.
16. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», М., 1993 г.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение», Москва, 1999 г.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., «Фронтальные логопедические занятия в старшей и подготовительной группе для детей с ОНР. I, II, III периоды», Москва, 2000.

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»

Конспект занятия по развитию связной речи

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед : — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

II. Основная часть

Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать ? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

— Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

— Кто прилетел на шум?

— Что защебетал Жаворонок?

— Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

— Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило. (присесть)

Теплую погоду (встать)

Принесла весна. (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться, (потянуться)

Весною любоваться. (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

III. Итог

Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»

Картинный материал