Раннее развитие ребенка до рождения. Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения? Формируем режим дня

Уже в животе можно начать растить будущего меломана, гурмана и даже лингвиста, причем начинать можно уже со второго триместра, к этому времени и токсикоз отпустит, и интересное положение начнет приносить радость. Рассказываем, как.

1. Формируем режим дня

Уже с самых ранних сроков беременности будущего малыша можно приучать к определенному распорядку дня. Делать это лучше в музыкальной форме.

Разработайте с малышом свою систему звуков, которые будут сигналами к определенным действиям. Например, таким образом можно «запрограммировать» пробуждение. Каждое утро в одно и то же время (оптимально в 7 утра) пойте ребенку определенную приветственную песенку. Самый простой текст можно придумать самим или найти в интернете. Со временем малыш начнет узнавать знакомые звуки и реагировать на начало нового дня. А вечером – колыбельная, сигнал к тому, что на сегодня общение закончилось.

В течение всего дня аналогичным образом формируем культуру питания: перед каждым перекусом исполняем отдельную «гастрономическую» композицию. Кроха запомнит эти звуки и будет знать, что сейчас к нему придет еда. Все эти песенки пригодятся после рождения, они помогут малышу «вспомнить» внутриутробный распорядок и быстрее наладить режим кормления и сна уже в большом мире.

2. Развиваем слух

Уже в 12 недель малыши прекрасно слышат, и если их беспокоят резкие звуки снаружи, то инстинктивно закрывают ушки руками. Самый главный и приятный звук для крохи – голос его мамы. Ведь только он проходит через амниотическую жидкость, а голоса всех остальных – через воздух. Поэтому с ребенком нужно постоянно разговаривать. Только голос мамы обладает уникальным ритмом и успокаивающими модуляциями для ребенка.

Дети, с которыми много разговаривают, быстрее сами осваивают речь, а их развитие часто опережает развитие сверстников

3. Записываемся в хор

Значение пения для беременных сложно переоценить. Это самый верный способ работы с дыханием и голосом, который поможет во время родов. А для малыша это и массаж диафрагмой, и терапевтическая гимнастика, которую дает ритмичное дыхание. А об акустике и говорить нечего, ведь при правильном, «широком» пении звуки, вибрируя, проходят через позвоночник. Усилить эффект можно тактильным сопровождением, в такт музыке поглаживая и постукивая живот. Заниматься вокалом можно самостоятельно, а еще лучше в группе, состоящей из других будущих мам.

4. Развиваем музыкальный вкус

Ребенок может реагировать на музыку активными движениями. Одним калифорнийским акушером доподлинно зафиксирован факт, как во время УЗИ малыш на 33-й неделе «танцевал» под пятую симфонию Бетховена. Поэтому животику необходимо включать музыку. Но не каждая мелодия будет полезной. Врачи рекомендуют остановить свой выбор на классике и проводить музыкальную терапию не дольше одного часа. Музыка должна быть приятной и спокойной, ведь от правильного выбора аудиозаписей зависит психологическое состояние будущего ребенка, его здоровый сон и самочувствие в целом.

Ритмы влияют и на поведение ребенка в утробе матери: учащается дыхание, изменяется тонус мышц

5. Учимся общаться

Взаимодействовать с малышом женщина может не только посредством голоса. Уже на шестом месяце своего развития малыш начинает осязать и реагировать на прикосновения. Поглаживания, постукивания и похлопывания развивают у крохи навыки общения.

На каждое его шевеление нужно отвечать – повторять движения малыша в том же месте и с той же силой. А можно и пригласить малютку к «разговору»: если вы нежно погладите животик и ласково с ним заговорите, то он наверняка ответит тем же.

6. Играем

По сути, для малыша ваш животик – это большая люлька, и здесь открывается столько возможностей. Например, кружимся-кружимся и резко останавливаемся. Добавим к происходящему игровую интонацию, и человечек внутри вас будет смеяться. Поймет, что мама с ним играет. Песни тоже приобретают новый, увлекательный характер, если покачиваться в такт. Поэтому петь лучше стоя.

7. Учим первые слова

Покажется невероятным, но еще не рожденный ребенок может запомнить некоторые слова. Дело в том, что звуки касаются нервных клеток и закрепляются в полушариях мозга, и потом ребенок может их использовать в своей будущей жизни.

Малышу можно даже привить предрасположенность к иностранным языкам.

Конечно, малыш не поймет смысла произнесенных слов, но звуковые импульсы оставят след в памяти малыша. Есть наблюдение, что дети, которые слышат иностранную речь с самого раннего возраста, легче обучаются иностранным языкам в школе или детском саду.

8. Растим гурмана

На 18-й неделе у ребенка уже сформирован глотательный рефлекс, и он начинает пробовать амниотическую жидкость. Самое время развивать вкусовые привычки. Вместе с амниотической жидкостью, а затем и грудным молоком мама передает малышу определенный гастрономический код, который в будущем определит вкусы ребенка. Например, если беременная злоупотребляет сладким, то и ее ребенку потом придется серьезно противостоять тяге к вредным продуктам.

Еще в утробе крохе можно открывать новые вкусы, расширять и обогащать его пищевые предпочтения. Лучше есть полезную и вкусную еду: разнообразные овощи и фрукты, кисломолочные продукты, пить натуральные соки. Потом все это более гладко и естественно станет основой детского рациона. Чем он будет шире, тем проще будет ввести новый продукт.

9. Посылаем лучики добра

Каждую секунду своего нахождения в мамином животе малыш получает новые впечатления. Именно они и формируют его как личность, накладывая неизгладимый отпечаток на всю его последующую жизнь. Для развития еще не родившегося малыша важно мамино душевное спокойствие, ведь сейчас у них эмоции одни на двоих. Поэтому будущей маме надо забыть о раздражителях: неприятных людях и делах.

Только радуга, розовые единороги и позитив!

Когда мама улыбается, человечку внутри передается ее радость, спокойствие и уверенность. И он знает, что его ждут и все хорошо.

10. Привлекаем пап

Если мужчина сюсюкает и играет с животиком, значит, он уже стал папой. С появлением крохи глава семейства станет еще главнее, поэтому очень важно наладить с малышом контакт еще до рождения. Тем более папы могут то, что мамам недоступно. Например, поцеловать крошечную ручку или ножку через животик и послушать, как там живет малыш.

Но говорить с наследником нужно утрированно громко и четко, как тоже умеют мужчины. Ведь слышимость у крохи не самая хорошая: как если засунуть голову в ведро и в таком виде попытаться поговорить.

Жизнь до рождения!

Луч божественной красоты облекается в лоне женщины в человеческий образ". Эдуард Шюрэ .

В момент зачатия, как только слились мужская и женская половые клетки, сразу же начинается формирование совершенно уникальной личности. Каждый ребёнок с момента зачатия - человек, который никогда не существовал раньше и не повторится снова! Всё уже определено: мальчик или девочка, цвет кожи,глаз и волос, даже то, какие цветы малыш будет любить! В первые часы, дни, недели своей жизни маленький ребёнок - прелестный Бутон. Обычно сухие медицинские термины и те не могут устоять перед трогательным Чудом Новой Жизни, когда говорят о нём: «corona radiata» - «лучистый венец» оплодотворённой яйцеклетки, «зародышевые лепестки», слово «зигота» означает буквально - «маленькое существо»! Он сам с Божьей помощью построит для себя свой первый маленький домик - плаценту. На востоке о беременной мамочке говорят: «Две души в одном теле»!

3 - 4-ый день Оплодотворенная яйцеклетка направляется вниз по трубе в матку.

5 - 9-ый день В это время она врастает в слизистую оболочку полости матки и начинает питаться.

10 - 14-ый день Эмбрион заявляет о своём развитии и существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, и у женщины прекращается менструация.

18 -20-ый день Происходит образование мозга, спинного мозга и нервной системы.

21-ый день Начинает биться его крохотное сердечко. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.

28-ой день Формируется позвоночник и мышцы. Определяются ручки и ножки, глаза и ушки. Его длина около 1,5 - 2,5 мм. Душу человеческую не измеришь в сантиметрах и не взвесишь в граммах. «Человек создан по образу Божию», - сказано в Библии, в её первой книге Бытие (глава 9 стих 6). Жизнь ещё нерождённого ребёнка - огромная, ни с чем не сравнимая ценность. Драгоценна она в глазах Создателя В той же древней Книге написано: «Бог тихо ведёт беременных», так написал пророк Иезекииль (глава 40 стих 11).

30-ый день В возрасте одного месяца эмбрион в 10 000 раз больше изначально оплодотворённой яйцеклетки и продолжает очень быстро расти. Увеличивается поток крови, перекачиваемый сердцем ребёнка через систему кровообращения. Плацента образует уникальный барьер, отделяющий кровь матери от крови ребёнка, но при этом позволяющий ребёнку получать кислород и питательные вещества.

35-ый день Можно различить 5 пальцев на руке твоего ребёночка. По мере появления пигмента темнеют глаза.

40-ой день Можно зарегистрировать сигналы, посылаемые мозгом ребёнка и сделать электроэнцефалограмму.

6-ая неделя Бог и ангелы с восторгом следят, как развивается дитя! Именно в этот период УЗИ фиксирует осторожные движения ребёнка. Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Мозг начинает контролировать движения мышц и органов. Формируются лёгкие, желудок и печень.
7-ая неделя Его рост около 7 - 9 мм. Начинаются спонтанные движения. Личико начинает оформляться: обозначается рот, формируется челюсть и десна с зачатками молочных зубов, маленький носик, глаза, веки скоро закроются, чтобы защищать чувствительные глаза.

8-ая неделя Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Уже больше месяца бьётся сердце, желудок производит пищеварительные соки, начинают функционировать почки. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. 40 мышечных узлов начинают действовать вместе с нервной системой. Ребёнок начинает реагировать на поглаживание живота, хотя мать не ощущает шевелений ребёнка.

9-ая неделя Началось развитие молочных зубов! Сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения. На пальцах уже различим рисунок кожи. Пока рост ребёночка 22-30 мм. А вес около 4 гр.

10-ая неделя Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Малыш уже такой большой и сильный, что если он коснётся маточной стенки, то может оттолкнуться от неё! Ребёнок может щуриться, глотать, морщить лоб. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.

11-ая неделя Все его органы сформированы - настоящий человек! Исследования науки о плоде, фетологии, доказали, что твой 11-ти недельный ребёночек уже реагирует на свет, шум, тепло, может чувствовать боль и прикосновение. К этому времени длина его тела достигает 5 см. Ребенок выделяет небольшое количество мочи. Мышечные движения становятся всё более координированными.

12-ая неделя Начали формироваться ноготочки на ручках и ножках. У него есть уже сосательный рефлекс, он тренируется и сосёт большой пальчик! Кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения. Он очень активен в этот период! Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка. Ребёнок уже спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы - начинает двигаться, поворачивая головку, сгибая пальчики на ножках и ручках, открывает и закрывает рот, развивает дыхательную систему. Он все чувствует!!! На ребенка, находящегося еще в утробе, и в самом деле можно влиять, как верят некоторые мамаши. Они читают ему книжки, ходят на концерты хорошей музыки, смотрят на красивые картины в надежде на то, что ребеночек все это услышит, увидит и станет потом умненьким. Наверное, стоит признать, что такое «предварительное» воспитание - верное. Малыш все чувствует и реагирует. Это подтверждают фотографии. Равно как подтверждают и то, что ребенка нельзя обижать в утробе грубыми словами, травить его алкоголем и табаком. Он плачет.

Британские ученые засняли на пленку поведение плода на самых ранних стадиях беременности. Оказывается, зародыш начинает двигаться уже в возрасте 12 недель, вслушивается в голос матери и плачет, когда будущая мама курит или пьет слишком крепкие, по его разумению, алкогольные напитки...

13-ая неделя Продолжает расти плацента, стоящая на страже здоровья ребёнка. Он весит примерно 28г. Сформированы зачатки 20-ти молочных зубов. Начинают расти волосы на голове. Начинают различаться половые органы.

14-ая неделя Поджелудочная железа малыша начинает вырабатывать инсулин. В это время его сердце перекачивает 24 литра крови в день. Малыш достигает размера ладони матери.

15-ая неделя Его вес примерно 50 г. Рост - 13 см. Сформирована голова, руки и ноги человека.

16-ая неделя Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Он уже умеет гримасничать, производит хватательные движения руками. Он слышит сердцебиение матери. Ребёнок уже чувствует волнения матери и реагирует на них. Кожа ребёнка розовая.

17-ая неделя Мама начинает чувствовать движения ребёнка. При первой беременности женщина чувствует шевеления своего ребёнка немного позднее. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.

18-ая неделя Вес малыша около 200-250 г. длина 20-25 см. Он слышит звуки потока крови по твоим сосудам. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. В Библии описывается случай, что младенец Иоанн Креститель «взыграл радостно в утробе» матери своей при приближении к ней Марии, матери Христа. И беременная женщина исполнилась Духа Святого. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки, главе 1 (кстати, Лука, апостол Иисуса Христа был врач, видимо поэтому он и начинает своё Евангелие с самого начала - с зачатия Спасителя!). Подглядывание за таинством не просто занимательно. Оно избавляет еще и от некоторых заблуждений. Например, медики считали, что зародыш открывает глаза на 26-й неделе. Оказалось, что на 18-й. И не просто открывает - он моргает, поводит глазами из стороны в сторону, словно бы оглядывается, мол, где это я?

19-ая неделя Слышит голос матери, реагирует и на внешние шумы.

20-ая неделя 5 месяцев - половина беременности. Рост малыша достигает 30,5 см. На сравнительно резкий и громкий звук ребёнок реагирует толчками. Это период быстрого развития головного мозга.

21-ая неделя На его язычке уже есть вкусовые сосочки, когда он пьёт околоплодную воду, то причмокивает! Его система пищеварения достаточно сформирована для усвоения воды и сахара из околоплодной жидкости.

22-ая неделя Малыш изучает своё тело, трогает ручками свои ножки, личико. Он познаёт себя как личность. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.

23-ая неделя Вес малыша примерно 510г. Малыш обладает зрительным восприятием, у него развивается чувство вкуса.

24-ая неделя Малыш уже весит около 600 г, а его рост 30 см. Функционируют жировые и потовые железы. Лицо уже такое, каким ты его увидишь при рождении. Реснички, волосики продолжают расти. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Если бы он теперь родился, то при надлежащем уходе он сможет выжить. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах интенсивной терапии)

25-ая неделя Он растёт не по дня, а по часам! Вес уже 700г. Малыш сжимает и сжимает кулачки, шевелит пальчиками. Его ладошки нежно-розового цвета и по нежности превосходят лепесток розы. Определяется приоритет левой или правой сторон тела.

26-ая неделя А с 26-й недели, то есть на 6-м месяце беременности, малыш уже демонстрирует полный набор человеческих реакций. Он икает, морщится, царапается, что-то хватает, плачет. Сосет палец, как правило, большой, но может сосать и другие, по очереди засовывая их в рот. Медики считают, что так зародыш «тренируется» сосать грудь. А когда малышу что-то не нравится, он куксится и кривит ротик, мимикой выражая недовольство. Теоретически зародыш мог бы и крикнуть, да только воздуха в утробе для этого нет. Но плод и тут «тренируется» - открывает рот. Похоже, будто бы он зевает. Но на самом деле, как считают теперь медики, малыш подготавливает себя к первому вздоху, который надо будет сделать сразу же по прибытии в наш мир. Самое удивительное, что шестимесячный ребеночек чему-то улыбается в утробе. А прежде все были уверены, что дети начинают улыбаться через несколько недель после рождения.
Его движения уже может почувствовать и домочадцы. Губы и ротик становятся более чувствительными. Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах интенсивной терапии)

27-ая неделя Вес сейчас чуть больше 900 г. Он радуется, если мама поглаживает живот, может притихать или наоборот приплясывать от восторга.

28-ая неделя 7 месяцев. Его вес чуть больше килограмма. Ребёнок обладает чувством абсолютной гармонии, ему нравится мелодичная классическая музыка. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

29-ая неделя Ребёнок занят подготовкой к рождению и внеутробной жизни. Он научился регулировать температуру своего тела. Кожа уплотняется, накапливается жирок. Постоянно увеличивается количество антител. Всё это пригодится малышу!

30-ая неделя Он хорошо различает комнату, если она ярко освещена. Попробуй показать ему большую игрушку - вот он обрадуется! И теперь он учится узнавать голоса других членов семьи. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

31-ая неделя Вес дитя около 1,5 кг. Он может перевернуться головой вниз и, упираясь ноженьками вверх, попытаться раздвинуть таким образом жизненное пространство. Не очень то приятное ощущение для мамы. Но что поделать!

32-ая неделя Рост около 40 см. Он уже хорошо знает голос м. Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

33-ья неделя Малыш обзавёлся особым веществом - сурфактантом, которое поможет ему самостоятельно дышать после родов. Он занял положение, удобное для появления на свет.

34-ая неделя Малыш привыкает к тому вкусу, которым обладают наиболее часто употребляемые тобой блюда. У него достаточно развиты вкусовые ощущения. Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить. 37-ая неделя Твоя беременность подобралась к определению «доношенная». Малыш опускается ниже, буквально «сидит на чемоданах». Не торопи его! Перед дорожкой к солнышку и твоей Любви ему надо набраться сил. Он уже умеет совершать дыхательные движения. Его вес приблизительно 2кг 400г.

38-ая неделя Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост - около 50см, вес - от 2,6 до 4кг. Он прибавляет в весе в среднем 28-30 г в день. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

39-ая неделя ФИНИШ ВСЕ БЛИЖЕ!


Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье . Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный» . Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением . Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика « BabyPlus»

Методика Брента Логана , директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков , которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus» , отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства , она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела :

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

В этой статье:

Развитие малыша в утробе по дням- это многодневный процесс, увлекательный и достойный внимания. С момента зачатия проходит 40 недель, или 10 акушерских месяцев, в течение которых малыш растет, развивается, ждет момента встречи с самыми близкими для него людьми.

Развитие крохи проходит в несколько этапов, каждый из которых является для него принципиально важным. В течение первых трех месяцев после зачатия ребенка называют эмбрионом. Затем он переходит на новую стадию развития и получает название «плод».

Начальные стадии развития эмбриона

Развитие ребенка начинается с момента зачатия, когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются и образуют зиготу. На протяжении трех дней зигота будет несколько раз делиться. Спустя три дня в ней будет уже 58 клеток и по форме она будет похожа на ягоду малины. Из этого числа часть клеток (5) пойдут на создание пуповины, плаценты, хориона. Все остальные клетки понадобятся эмбриону для дальнейшего развития.

Будущим мамам с самого момента зачатия, а особенно с 7 по 14 день, нужно быть чрезмерно аккуратными, так как именно в этом время эмбрион будет укрепляться в стенке матки.

Причинами сбоя этого процесса и последующего прерывания беременности могут быть:

Если ни один из перечисленных факторов не помешает имплантации зародыша в матке, то он благополучно займет свое место в ее стенке в непосредственной близости с поверхностными сосудами, отвечающими за развитие и питание.

Развитие малыша с конца второй недели

В период с 13 по 18 день эмбрион развивается в
слизистой стенки матки, плотно контактируя с миометрием. В это время оболочка эмбриона образует хориальные ворсинки. Впоследствии они войдут в основу пуповины, плодного яйца и хориона. Продолжается деление клеток, формируется околоплодный пузырь и создаются зачатки системы кровообращения.

С 18 по 21 день у крохи продолжается развитие сердца, которое уже начинает работать, и это уже может увидеть врач при проведении ультразвукового обследования. В этот период такое обследование необходимо также и для того, чтобы исключить вероятность замирания беременности.

С 20 по 22 день (считать с момента зачатия) у эмбриона начинают формироваться спинной и головной мозг, а также закладывается кишечник. Еще через четыре дня начнется процесс развития ушей, глаз и рта. В этот период у эмбриона все еще имеется хвост. В начале четвертой недели у ребенка начинают формироваться руки и ноги, продолжает развиваться сердце, дыхательная система, печень и поджелудочная железа.

В конце четвертой недели можно прослушать сердцебиение крохи. Эмбрион уже имеет развитую мышечную систему, конечности, позвоночник. Именно в этот период возможны неожиданные замирания беременности, причины которых указаны выше.

Развитие эмбриона на втором-третьем месяце

На 35-38 день у эмбриона происходит развитие основных органов и систем. Этот период по-прежнему является опасным, так как неправильный образ жизни будущей мамы может привести к фатальным последствиям.

Именно в
это время наступает формирование пуповины на основе вен и артерий, которая обеспечит ребенку поступление питательных веществ на протяжении всего срока беременности. Спустя 7 дней сформируется плацента, которая сможет предотвратить процесс смешения крови ребенка и матери.

В этот же период отмечается непропорциональность малыша, голова которого больше тела, а руки имеют форму лопаток. На 35-37 день у эмбриона формируются прямая кишка, пищевод и желудок, развиваются первые половые клетки.

Спустя 7 дней на конечностях малыша появляются пальцы, происходит развитие глаза, челюсти и мозжечка. В это же время развиваются черепные и спинномозговые нервы, продолжает совершенствоваться сердце. В этот период длина эмбриона составляет 23 мм. Он получает необходимые ему гормоны через плаценту. У ребенка формируются бронхи, задний проход, яичники или яички. В конце этой недели у эмбриона образуются зачатки ушей.

На 8 неделе,
то есть в конце второго месяца, эмбрион имеет длину 22-24 мм. Большая часть органов у него уже сформированы. Дальше они будут только совершенствоваться.

На 70-77 день ребенок начинает глотать околоплодные воды, проявляет чувствительность к теплу, шуму и свету. Спустя еще неделю у малыша развиваются и начинают работать почки. В качестве защиты от вредных веществ в этот и в последующий период выступает плацента.

В конце третьего месяца эмбрион имеет длину около 9 см при весе в 48 г. Главенствующую роль в детском организме играет тимус -иммунный орган.

Развитие крохи во втором триместре

В начале второго триместра, на 13 неделе, кроха начинает прислушиваться к тому, что происходит за пределами маминой утробы. Он реагирует на звуки, на свет, пытается закрыть глаза от вспышек света или прикрыть уши руками, если слышит громкие звуки.

Усовершенствованный вестибулярный аппарат позволяет крохе достаточно уверенно перемещаться в пространстве матки. Спустя еще неделю сердце плода уже перекачивает до 24 литров крови в сутки. Малыш визуально похож на того ребенка, каким он появится на свет. Длина его приближается к 10 см.

На 16 неделе плод весит от 120 до 180 г, длина его составляет 13,5 см. Спустя еще неделю малыш сможет сжимать и разжимать кулаки, он крепчает и толкается в утробе, но мама по-прежнему практически не ощущает этих толчков. На 18 неделе можно различить половые признаки малыша, а на 19 неделе толчки становятся ощутимее, так как мышечная система ребенка развивается и он бьется сильнее. Длина его тела составляет 18 см, вес - 185 г.

На 20 неделе вес малыша увеличивается до 300 граммов. Кожа малыша сохраняет красный цвет, покрыта легким пухом. На 21
неделе кожа становится более плотной, на голове появляются волосы, сердце бьется по 130-150 ударов в минуту.

В 22 неделе тело малыша покрыто лануго - тонкими волосками, которые к моменту рождения выпадут. Жировой прослойки практически нет, поэтому кожа достаточно тонкая и сморщенная. На 23 неделе ребенок получает достаточно околоплодных вод для поступления необходимого количества питательных веществ. В конце второго триместра кроха энергичнее двигается внутри утробы и весит порядка 680 г при длине в 25 см.

Развитие малыша на третьем триместре

На первой неделе третьего триместра ребенок визуально имеет максимум сходства с тем крохой, которого родители ожидают увидеть при рождении. Голова его все еще непропорционально большая. Вес составляет около 440 г, рост - 31 см. У мальчиков развивается мошонка, а у девочек - яичники.

На 26 неделе
у ребенка налаживается режим дня. Большую часть времени он спит, а в периоды бодрствования дает о себе знать толчками. На 27 неделе кроха весит уже около 700 г, длина его составляет 34 см. На 28 неделе масса плода увеличивается. По-прежнему жировой слой минимальный, на теле не исчезли пушковые волосы. Дети, рожденные на этой неделе, хотя и считаются недоношенными, могут выжить при условии правильного ухода.

На 29 неделе у крохи развиваются легкие, он открывает глаза и активнее реагирует на свет. В этот период малыш сосет палец в период бодрствования и сна. Он весит около 800 г.

На 30 неделе ребенок уже считается вполне жизнеспособным, несмотря на то, что основные системы его организма находятся в стадии развития. На 31 неделе крохе становится тесно в утробе, его тело становится максимально пропорциональным, появляются ресницы и брови.

На 32 неделе малыш становится менее энергичным из-за ограниченного места в матке, он прижимает к себе руки и ноги, компактно размещаясь в утробе. Практически все органы и системы крохи уже развиты, продолжают совершенствоваться легкие. Принимая во внимание тот факт, что передача нервных импульсов происходит в ускоренном темпе, можно начинать постепенно обучать кроху: разговаривать с ним, петь песни и пр.

С 34 по 36 недели ребенок продолжает развиваться, тренируется дышать. У малыша увеличивается подкожный слой жира, уменьшается число волос на теле и увеличивается на голове.

На 38-40 неделе кроха уже почти готов к рождению и принимает правильное положение в матке - головой вниз. С момента зачатия к 40 неделе должно пройти 266 дней.